1. Мы уйдём – язык всё скажет!
Тысячи лет рассказывают мифы о древних библиотеках, где были собраны труды выдающихся учёных прошлых эпох. Су-ществуют легенды об уцелевших в пожаре папирусах Алексан-дрии, о тайном месте, в котором спрятаны книги из библио-теки Ивана Грозного.
Якобы с пожарами, наводнениями или во время войн чело-вечество утратило огромное число письменных источников. Одни легенды порождают другие… Проще сослаться на время. Любое самое надёжное хранилище не защитит бесценные ру-кописи и книги от насекомых и обыкновенной серой плесени.
Очевидно всё, что мы пытаемся сохранить на папирусе, пергаменте, деревянных дощечках и тем более на бумаге, име-ет недолгий срок хранения. «Время никого не щадит и не дела-ет исключений – оно медленно убивает».
Кадр из м/ф "Алиса в Стране Сердец"
Почему мы вообще что-то ищем? Почему в наших совре-менных книгах нет того, что содержали древние многочислен-ные рукописи? Что за странная у человечества традиция – сложить всё в одном месте и не сохранять в копиях труды ве-ликих учёных и мыслителей? Дорого? Книг в обычных домах не держали?
Что-то здесь не так.
Для надёжного сохранения информации её необходимо разместить в разных местах и желательно на разных носите-лях. Для этого нужно построить здания и другие сооружения, и всё это содержать, а книжные фонды – периодически обнов-лять. Всё это стоит средств, значительных средств!
Наши предки создавали и хранили рукописные книги в мно-гочисленных монастырях, а уже в более позднее время – в биб-лиотеках… Монастырей было много, «у каждого – свой устав», в каждом велись свои летописи, а значит, существовало раз-личное мнение о происходящих событиях в стране.
К чему мы ведём свою витиеватую, как всегда, мысль?
Хранение информации в библиотеке отличается от мона-стырского… Нам необходимо осознать, что главная причина, почему человечество утратило многие знания, – не бедствия и катаклизмы, не отсутствие надёжных хранилищ или носите-лей, а нежелание сохранять неудобную информацию.
Большое влияние на способ сохранения знаний оказало по-явление книгопечатания. Массовое издание книг дало возмож-ность сконцентрировать управление средствами предостав-ления информации в одних руках, что невозможно было сде-лать, пока всё находилось при монастырях.
Кто выделяет на эти цели средства, тот и определяет, что из книжного фонда библиотеки сохранить, сколько необ-ходимо сделать копий, а значит, имеет возможность обнов-лять и распространять только НУЖНУЮ ему информацию. А прочее, в лучшем случае, разместит подальше, в особом храни-лище.
«Кто владеет информацией, тот владеет миром». Тот, кто ДАЁТ информацию, тот УПРАВЛЯЕТ теми, кто владеет миром.
В наших библиотеках в основном осталось то, что счи-тали нужным сохранить, исходя из личных интересов опреде-лённых кругов – в нужной редакции и в нужном переводе. Боль-шая часть информации, которой мы сегодня располагаем, – по сути, предвзятые односторонние сведения о нашем прошлом.
И эта сторона – НЕ НАША.
Теперь «легче, когда знаешь, что ждёшь». Отсюда и осо-бое отношение к древним рукописям: мы всё надеемся встре-тить в них неискажённое, оригинальное авторское мнение.
Запомним первое. В большей части сохранившихся источ-ников не пишут совсем или пишут очень мало о том, о чём не нужно вспоминать.
В тех случаях, когда что-то нельзя убрать из единой кол-лективной человеческой памяти, старались это что-то заме-нить чем-то похожим. Об этом мы рассказывали в первой ча-сти, когда «на пустом месте» описали «страну света, не из-вестную древним» и дали о ней общее представление.
Второе правило. Необязательно в определённых целях пе-реписывать историю. Подача информации в нужном ракурсе может в корне изменить восприятие действительности.
Сидя на дубе, насвистывал соловушка оперу Джузеппе Вер-ди на либретто Франческо Мария Пьяве по мотивам романа «Дама с камелиями» Александра Дюма. Мимо проезжал мужик, уставший, не в очень хорошем настроении, равнодушный к оперному искусству. Совсем не понравился ему соловей голоси-стый. Всю дорогу продержал в мешке его Илья. А ранним утром в стольном граде Киеве увидел соловей восход солнца и засви-стел свою последнюю песню.
Мы ничего не сказали хорошего о соловье-разбойнике и ни-чего не сказали плохого о русском богатыре. Если бы не извест-ная сказка, нашим детям давным-давно показывали бы мульт-фильмы о том, как некреативный, не любящий оперу мужик из дремучего Мурома лишил талантливого соловья свободы «сви-стеть».
Вспомним, о чём писал «слепой» Геродот.
Его «История» – это долгий рассказ о «главных» событиях в Средиземноморье и «короткая» история о «неизвестных» и «диких» скифах, которые благодаря хитрости смогли выиг-рать одну кампанию у великого Дария. Скифов «не интересова-ла» геополитика?
Третье. Если Вы не можете удалить основную информа-цию, значит, её нужно разбавить ненужной.
В русском языке есть точное выражение для этого дей-ствия – «создать шум»: ША на УМ. Кратко и понятно. Когда нам много рассказывают о чём-то незначительном, мы пере-стаём слушать и пропускаем главное.
Перечисляйте многочисленные племена, народы, события, истории местных «царьков» и НИКОГДА не указывайте, что всё это имеет отношение к одному единому. «Всё вокруг и около», но не слова о главном. Так написана история Римской империи: великий Рим и «шум» из окружающих его многочисленных вар-варских племён и народов.
Нам достались «прекрасные» письменные источники, да почти ВСЕ не наши.
Что делать?
Разбираться далее с самым надёжным для нас первоис-точником – с великим могучим русским языком. Честь и хвала нашим предкам, что оставили нам огромное наследие: к нему, родному, и обратимся за цитатами, ссылками и объяснениями.
Наше представление об окружающем мире зависит от тех образов, что формируются в нашей памяти: это основа нашего мышления. А если мы где-то не были и о чём-то слышим впервые, а книги, причину объяснили, читать перестали? «Картинок» нет – «не о чём с нами и разговаривать, раз в го-лове не хватает».
Наш язык устраняет с помощью слова отсутствие опре-делённого у нас опыта, знаний и практики, давая на основе про-странственно-аналитического мышления представление о сказанном. Остаётся только уточнить, как это действи-тельно выглядит: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услы-шать».
Но всё намного проще, если ЗНАТЬ, что мы должны ИМЕН-НО увидеть или себе представить. Это поражает воображе-ние.
Всё, что мы должны знать о нашем прошлом, настоящем и будущем, сказано словом. РосСия: рЦЫ в границы соединить всё соединить исходить к многим началам. Мы русские, и мы ими останемся, пока говорим и думаем по-русски. Пора домой, в наш мир.
Опубликовано 4 года назад .
Поднято 4 года назад .
27 просмотров .
23 читателя