Посвящается кадетам 36 выпуска СвСВУ.
О самих суворовских училищах и годах учёбы в них до меня написано сотни, если не тысячи книг, сняты фильмы и сериалы и, кажется, ничего уже нового к написанному и увиденному нельзя добавить, однако...
Был один такой специфических моментов в жизни каждого суворовца времён СССР, когда он по-настоящему ощущал себя и становился полноправным членом великого братства. Имя тому братству было — КАДЕТСТВО.
Многие, прочитав начало моего рассказа, особенно те, кто учился в суворовском училище в советское время или уже в современное, а также те, кто с этим как-то соприкасался опосредованно через знакомых или путём знакомства через кино и литературу, скажут примерно так: «Ну, открыл, Америку. Что тут такого загадочного и неизведанного? Сейчас полно кадетских корпусов и училищ...»
То-то и оно, что их полно, но одно дело называться кадетами, а другое — заслужить это звание.
Сейчас в годы вседозволенности многие духовные понятия и ценности размыты. И при отсутствии идеологии всё воспринимается как должное, не требующее никакого труда и усилий для достижения цели. Всё преподносится молодому поколению даром, поэтому и низко ценятся такие вещи, как дружба и преданность.
Читать морали и учить жизни в наше время занятие пустое, поэтому предлагаю перейти к моему изложению ранее заявленной темы.
На момент моего поступления в Свердловское суворовское училище в 1982 году на территории СССР действовало 8 училищ: Казанское, Калининское, Киевское (бывшее Харьковское), Ленинградское, Минское, Московское (бывшее Горьковское), Свердловское и Уссурийское (бывшее Курское) и одно Нахимовское тоже в Ленинграде. Конкурсы в те времена были огромные потому, что, во-первых, как сами видите училищ на весь 300-миллионный Советский Союз было мало, а во-вторых, это было очень престижно и брали туда только ребят с отменным здоровьем и отличной учёбой. Были, конечно, квоты для детей-сирот или детей военных, особенно тех, у кого отцы, погибли выполняя воинский долг, но, по правде, сказать, у нас таких были единицы. Попадались иногда и в наше время «блатные», то есть дети номенклатурных работников или работников торговли, но они, как правило, не приживались в коллективе и их, отчисляли за неуспеваемость и плохую физическую подготовку.
Когда при поступлении я прошёл все медкомиссии, а их было три: городская, областная и непосредственно при училище, проверяли тогда строго здоровье поступающих и в этом вопросе никому скидку не делали. Мы ещё шутили, что даже в лётные училища так не проверяют, а поэтому мы можем сразу идти в космонавты. Затем следовала сдача экзаменов и, наконец, наступало то время, когда все абитуриенты, кого не отчислили сразу, ждали решения приёмной комиссии по официальному зачислению в ряды суворовцев. Почему я акцентирую на это внимание? Это были как раз те два-три дня, когда можно было немного оглядеться, выдохнуть и ближе познакомиться со своими будущими однокурсниками. География желающих поступить была довольно-таки разнообразна, от западной Украины и Узбекистана, до Дальнего Востока и Закавказья, в общем, собрались представители всех республик, краёв и областей нашей страны. Про то, что всем тогда было пофиг, какой ты национальности, цвета кожи, вероисповедания, роста, веса, цвета глаз и волос, я писать не буду, потому что старшее поколение — это и так помнит, а более молодое это вряд ли поймёт, что так может быть.
Вот именно в ходе этих знакомств и общения выяснилось, что здесь тоже существует определённая иерархия среди суворовцев первого и второго курсов. Оказывается, не только в армии в среде солдат существовала так называемая «дедовщина», где были «салаги», «черпаки», «деды» и «дембеля», но и внутри суворовцев было своё разделение на «мальчиков» и «кадетов», а у нахимовцев, как я узнал впоследствии, когда они приезжали к нам на спартакиаду суворовских и нахимовских училищ и вовсе на «карасей» и «питонов».
Также в ходе беседы со своими более ушлыми и пронырливыми будущими сокурсниками, и друзьями, я выяснил, что получение статуса кадета, это не привилегия, которая передаётся автоматически с переходом на следующий курс, а её надо заслужить своими поступками. И если кто-то на первом курсе был замечен в воровстве, стукачестве или в открытом непослушании требованиям старшекурсников, то такая рота или весь курс лишался право называться кадетами и для них было уготовлено более низкое и презрительное название - «щен». Получить подобную оценку для суворовца было, наверное, хуже, чем «чёрт» или «петух» в зоне, потому что это был несмываемый позор на всю жизнь и молва о роте или курсе могла разлететься по всем другим более старшим выпускам и зная это, никто уже во взрослой курсантской или офицерской жизни с тобой не стал общаться и не подал бы руки.
Вы, наверное, читая всё это, очередной раз скажите, что пишу о чём-то нереальном, мною выдуманном. Уверяю вас, всё-таки было и за каждое написанное слово готов ответить перед любым настоящим суворовцем тех времён, состоящим в кадетском братстве.
Традиции по передаче кадетства зародились сначала повсеместно во всех училищах, но к моменту моего поступления, а именно в 1982 году, таких училищ оставалось три, где ещё соблюдали негласно эти традиции, и администрация не успела сделать их полностью управляемыми. Проще говоря, ликвидировать понятие кадетство, как «антисоветское» и чуждое явление, причём мы об этом даже не задумывались будучи ещё, по сути, детьми.
Речь идёт о нашем Свердловском, Казанском (хотя там уже это практически сошло на нет) и Уссурийском, самом жёстком и бескомпромиссном в плане соблюдения традиций.
В чём заключалось послушание суворовца первого курса перед вторым? Во-первых, в беспрекословном уважении младшим своего старшего товарища, выполнения всех его команд, то есть так нас начинали приучать к воинской дисциплине и в умении смирять свою гордыню, во-вторых, сам второкурсник должен быть примером в учёбе, спорте и поведении вне стен училища. Не скрою, были среди них и разгильдяи, но такие долго не задерживались и их быстро отчисляли. Были и те, кто, наверняка наслушавшись рассказов о порядках в армии от своих старших друзей или родственников, пытался навязать эти порядки в суворовском училище в плане издевательства над молодыми. Да, такие случаи были, когда второкурсник заставлял суворовца первого курса мерить плац спичкой, играть на лавочке, как на пианино и петь песни, ставили на стул и заставляли задувать лампочку, заходили в буфет, а попросту в обиходе «Чипок» (чрезвычайная помощь оголодавшему курсанту) и предлагали купить кирпич.
Всё это было, но такие случаи были редки и, кстати, не давали всё же права суворовцу первого курса идти жаловаться офицеру-воспитателю, а решалось индивидуально, ты или подчиняешься, тебя никто не осудит среди своих все в одинаковом положении, или отказываешь в подобном, но будешь бит, однако, опять же этим поднимешь свой авторитет, и второкурсники поймут, что к тебе больше с подобным подходить не стоит. Здесь у мальчишек начинал закаляться характер. Мы начинали понимать, что находимся как бы под огромным увеличительным стеклом и всё наше наружное и внутреннее естество никуда не спрячешь, оно, видно, всем. Здесь закладывались основы будущего тебя, как человека пусть пока и маленького.
Помните фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», где один из персонажей озвучил бессмертную фразу - «Царь-то, ненастоящий!»? Так вот один из наших абитуриентов сообщил с некоторой растерянностью и неполной уверенностью, что суворовцы, перешедшие на второй курс нашего училища ненастоящие кадеты. В силу каких-то нарушение ими кадетской этики, их старшекурсники, выпускаясь, не передали им кадетство. И, по сути, они такие же «мальчики», как и мы, да ещё среди их курса есть роты с присвоенным им позорным званием «щены». Честно сказать, нас сначала это развеселило, потому что мы могли им не подчиняться и послать куда подальше. Но здравый смысл начал нам подсказывать и отрицательные моменты во всём этом. Во-первых, нарушены традиции по преемственности, во-вторых, кто нам передаст в случае правильного нашего поведения, звание «кадет», если наши старшекурсники на сегодняшний день никто в ранге о табеле в системе кадетства? Для разума четырнадцати и пятнадцатилетних пацанов это было всё слишком сложно, тем более дни, отведённые на аттестационную комиссию, прошли и нам сразу стало не до «кадетства».
Суворовские будни первокурсника так закрутились и замелькали, что первый раз серьёзно к вопросу о соблюдении традиций мы вернулись только ближе к Новому году, а именно когда выпускники нашего училища с 34 выпуска начали приезжать в свои первые курсантские отпуска. Что такое землячество в армии наверняка хорошо знает каждый мужчина, побывавший там. Естественно, было оно и в нашей среде. Так получилось, что значительную часть суворовцев составляли уроженцы Свердловска и области, а также челябинцы, курганцы, шадринцы(это я про себя) и ижевцы. То есть жители близлежащих городов и областей. Вот представители этих регионов, будучи курсантами и, собрали «сходку», пригласив, что, наверное, никогда не бывало и некоторых представителей нашего первого курса, а также второкурсников тех рот, которые, по их сведениям, были достойны к обсуждению по вопросу передачи звания «кадет». По правде говоря, я помню только, что это были суворовцы в основном шестой роты 35 выпуска, но могу ошибаться насчёт пятой роты, надеюсь, меня братья кадеты простят, но, что никого не было из четвёртой, это точно, потому что они и были основные виновники, что весь их курс попал в немилость. После процедуры выяснения обстоятельств поведения курса за прошедшие полгода и не выявления ни одного нарушения, было принято решения передать кадетство представителям данных рот. Наших представителей тоже опросили и получив положительные ответы, выставили вон, так как сама процедура должна происходить только в присутствии непосредственно заинтересованных лиц, а нам ещё предстояло заслужить и доказать своим трудом быть достойным этого высокого звания. Заранее скажу, что в оставшиеся полгода, мы, с этим, с честью справились. Хотя были и тяжёлые моменты, когда всё было на тоненького, но вдаваться в подробности не буду, опять же напоминая читателю, что рассказ не об этом.
Чем ближе подходило время к выпуску старшекурсников и окончанию нами первого курса, а, следовательно, к тому самому моменту, тем более тревожно становилось за осуществление самой процедуру. Так случилось, что у нас курс был несколько разный по менталитету. Если мы, будучи в третьей роте, жили в одном здании со второй, то первая рота жила в отдельном здании и ей очень не повезло с командованием и подбором офицеров-воспитателей, опять же я сужу со своей колокольни на тот свой жизненный период. В общем, они были как бы проще выразиться- «задроты». У каждой роты был свой командир и, как, водится в армии, каждый имел свою кличку. Если у нас был вначале «Пиночет», а затем «Кэмел», то им конкретно не повезло, погоняло их командира было «Дурак». Теперь вы сами понимаете, что в войсках это может означать. К чему я всё это веду, а вот что произошло. Передавать кадетство решили нашей роте и части второй, соответственно первая никак при таком командовании, жёсткой дисциплине и недостойном поведении в течение года отдельных суворовцев не заслужила этого почётного звания. Не хочу никого огульно хаять, тем более, когда прошло столько лет, но кто-то сдал командованию училища день и место проведения мероприятия по передаче кадетства. И я с отдельными ребятами до сих пор грешу на представителей первой роты, по причине их незаинтересованности в успехе нашего предприятия. Но как говорится, на всяческие ухищрения одних, в данном случае наших командиров, другие, а именно мы, ответят своей непредсказуемостью. Поэтому, когда загодя до намеченного срока в училище приняли меры по недопущению этого действия, а именно отменили увольнения на обоих курсах, начали оставлять офицеров ночевать в казарме и проводить с нами беседы о недопустимости подобного факта, так как это противоречит советскому образу жизни, а уж тем более недостойно будущего офицера Советской Армии, мы слегка поменяли тактику. Запустили слух, что передачи вообще не будет до выпуска, а пройдёт всё в период летних каникул и то вряд ли потому, что все разъедутся кто по училищам, а кто по домам в зависимости от того, кто ты выпускник или новый второкурсник. Это немного успокоило наших офицеров-воспитателей, во-первых, это если и произойдёт, то не в стенах училища, а во-вторых, произойдёт ли вовсе. Однако ещё некоторое время все они были настороже.
И вот тот день настал. Мы заранее обговорили во сколько, где и в каком порядке всё будет происходить. Говоря современным языком, согласовали все процедуру мероприятия. Так как в увольнение в массовом порядке все уйти не могли, да и это тоже было ограничено некоторыми факторами, такими как поведение и учёба, местный ты или живёшь далеко. В общей сложности с обеих сторон в этот воскресный день в город вышло суммарно не более семидесяти-восьмидесяти человек. Плюс человек десять ушло в самоволку, среди них оказался и автор этих строк. Каюсь, с поведением у меня в училище было не очень, поэтому не только в увольнение, а иногда и на каникулы не отпускали. Ну, что ж, со всеми бывает.
Местом проведения процедуры передачи кадетства мы выбрали самый центр города Свердловска. Недалеко от центрального Главпочтамта есть место отдыха в народе называемая «Плотинка». Там действительно протекает река Урал и построена небольшая плотина, а по берегам реки разбит парк, где гуляют свердловчане. Впоследствии уже в постсоветское время, там будут проводить дни города, но это будет уже Екатеринбург и совсем другая история. К намеченному часу мы все собрались на «Плотинке» и после недолгого обсуждения ещё раз нюансов всего мероприятия, разошлись в противоположные стороны, чтобы построиться в колонну по три и строевым шагом выдвинуться навстречу друг другу. Не знаю, как со стороны для простых свердловчан, пришедших в тот день в парк прогуляться и отдохнуть всё это выглядело, тогда не было, к сожалению, столько электроники, чтобы всё заснять, но для меня это был очень волнительный и торжественный момент. По команде старшего мы, чеканя строевой шаг, двинулись навстречу второкурсникам. Казалось, что время застыло и всё вокруг остановилось, были только слышны удары подошв наших ботинок об асфальт и биение в унисон сердец, наверное, готовых от волнения выскочить из груди. И вдруг послышалась команда:
• Смирно равнение налево!
И затем команда:
• Счёт!
И мы все дружно:
• Раз! И два!
И, продолжая, чеканить шаг одновременно повернули головы налево. А нам навстречу уже приблизились, также идя строем в колонну по трое второкурсники и в тот момент, когда головные шеренги обоих групп почти поравнялись, произошло событие, которое я точно никогда в жизни не забуду. То, ради чего всё это и было задумано, тот момент, который с человеком может произойти только раз в жизни и оставит в нём неизгладимый след. Как по волшебству откуда-то из рядов их колонны в воздух взмыло белое кадетское знамя...
Да-да, именно белое знамя как символ духа тех кадетов, которые были до нас. Огромное полотнище затрепетало на ветру, и мы все увидели на нём три буквы Е.К.К. (Екатеринбургский кадетский корпус) и надпись на английском «ВИВА КАДЕТС».
Я думаю, если бы люди, наблюдавшие всё это, в небе Свердловска увидели НЛО, то меньше были шокированы, чем от вида марширующих суворовцев под белогвардейским знаменем в самый разгар периода развитого социализма. Пройдя торжественным маршем и отдав честь друг, другу мы разошлись в противоположные стороны и по достижению окончания парка, быстро разошлись в разные стороны, ибо понимали, что такой поступок в центре города без внимания властей не останется. Поэтому каждый из присутствовавших быстро отправились, кто дальше в увольнение по своим делам, а кто и обратно в училище, благо в это время, как правило, в клубе шёл фильм и можно было незаметно вернуться. Позднее мы завершили процедуру передачи кадетства, а именно нам вручили на хранение то самое знамя и фотографию курса, от которого мы приняли эстафету традиции. Так получилось, что мы были последние, кто официально прошёл всю процедуру подготовки и получения кадетства непосредственно по наследству. Мы же, в свою очередь, так и не нашли достойных, чтобы продолжить эту традицию. По крайней мере, от живущих ныне кадетов, которые имели на это право, я не слышал, чтобы они это сделали. Поэтому все, кто в последующим себя называл кадетом и свердловским начиная с 37-го выпуска, пусть нам и, в частности, мне это докажет, а так для меня они все просто суворовцы, что само по себе не является негативным, но как говорит один мой близкий друг и кадетский брат, осадочек остаётся.
Кто придумал такой порядок передачи кадетства и, кто изготовил само знамя, я так и не выяснил. Некоторых уже нет в живых, как, например, Сашки Петухова, который погиб в небе над Сочи будучи штурманом военного самолёта, летевшим в Сирию, а кто остался сами толком не знают. Иногда кто-то пытается домыслить, но это всё игры разума, которых с годами становится всё больше. Недавно я пытался выяснить, куда делось само знамя и опять оказалось, что сведения противоречивые, одни говорят, что кто-то забрал на хранение и при переезде в 90-е годы потерял, другие, что изъяли офицеры в училище. Я правду так и не выяснил, да и неважно всё это. Главное, что в моей памяти навсегда останется тот миг, когда почти сотня бьющихся в такт мальчишеских сердец шла под развивающимся знаменем той далёкой для них эпохи, когда такие понятия, как честь и совесть ещё не были пустыми словами и когда люди могли открыто и достойно смотреть друг другу в глаза.
Опубликовано 4 года назад .
Поднято 4 года назад .
39 просмотров .
25 читателей